Как создать базу клиентов с нуля?

Как создать базу клиентов с нуля?Каждой компании, предлагающей товары или услуги, необходима база клиентов. Конечно, можно проводить рекламные акции и искать потребителей самыми разными способами, но собственная база – это основа жизнедеятельности компании. Она должна содержаться в полном порядке и постоянно пополняться новыми клиентами, это позволит неуклонно увеличивать продажи, расширять бизнес и сферу его влияния, получать данные для анализа ситуации на рынке. Но все это хорошо, когда база клиентов есть, в противном случае ее надлежит создать и не стоит откладывать столь важное дело в долгий ящик.

Случай или система

Создание базы клиентов может происходить двумя путями – случайно или систематически.

В первом случае база будет представлять собой просто список клиентов, которые так или иначе контактировали с компанией по каким-либо вопросам. Она может иметь внушительные размеры и содержать огромный объем информации. Но пользы от нее будет немного, ведь в нее попадают не только клиенты, но и случайные люди, вплоть до тех, кто попросту ошибся номером. Сведения, содержащиеся в такой базе, могут быть обширны, но беспорядочны, и найти в ней нужные данные будет проблематично.

Систематический же подход потребует усилий, но и отдача от него будет не в пример более высокая. В клиентскую базу, составляемую по определенной системе, попадают только те люди, которые могут принести компании прибыль. Это клиенты, которые уже сделали заказ или покупку, или которые близки к совершению этих действий. В отличие от случайно сформированной, систематическая база имеет строгую структуру и содержит основные сведения – название компании и имя клиента, его контактные данные и адрес, а также информацию о приобретенных им товарах, особенностях его деятельности и другие важные нюансы.

Но даже если база создавалась случайно, ничто не мешает отредактировать ее должным образов, отсеяв ненужные контакты и систематизировав необходимую информацию в удобной и наглядной структуре.

Структура клиентской базы

Для ведения клиентской базы можно использовать специальные ПО под общим названием CRM, которых существует довольно много, достаточно выбрать ту, которая покажется наиболее удобной в использовании. Неплохо справятся с такой задачей продукты от Microsoft Office – Access и Excel. Основа базы данных – таблица, где систематизированы нужные сведения, и сделать это можно как в упомянутых программах, так и в любом табличном редакторе. У каждой из систем есть достоинства и недостатки, так что в ходе работы над базой можно попробовать несколько вариантов и выбрать тот, который окажется оптимальным для конкретной компании и для конкретных задач.

В базе должны содержаться только те сведения, которые могут оказаться полезными. Примерная структура ее может выглядеть так:

  • порядковый номер клиента, который может использоваться в качестве ID, кроме того, такая нумерация позволит легко контролировать общее количество потребителей;
  • имя клиента (для физических лиц) и название организации и имя контактного лица (для юридических лиц);
  • номер телефона и адрес электронной почты;
  • даты первого и последнего заказа.

Для каждого клиента должна быть создана графа с комментариями, где прописываются дополнительные сведения о сотрудничестве с ним.

База должна позволять выделять клиентов по нескольким категориям, например, исходя из воронки продаж, месту жительства, роду деятельности, возраста и других параметров.

Методы создания клиентской базы

Откуда же взять клиентов, данные которых появятся в создаваемой базе, если у компании клиентов пока нет? И для этого существует несколько способов:

  • предложение подарка за заполнение анкеты;
  • бонусы за приведенного друга;
  • создание групп в соцсетях;
  • посещение тематических мероприятий – выставок, презентаций, конференций, где могут присутствовать представители целевой аудитории;
  • холодный обзвон.

Все эти мероприятия требуют времени, продуманного плана и четкой организации действий. Созданием базы клиентов можно заниматься самостоятельно, либо переложить эту задачу на людей опытных и имеющих наработки в этой области, например, на специалистов аутсорсингового call-центра.

Как создать базу клиентов с нуля?
5 (100%) 1 голос[ов]